Дата
Автор
Денис Дмитриев, Дмитрий Кузнец
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В России введут QR-коды на самолетах, в поездах и ресторанах. А в магазин-то пустят просто так?

1. Что случилось?

Правительство России 12 ноября внесло в Госдуму законопроекты об обязательном использовании гражданами QR-кодов о вакцинации в общественных местах и при междугородних и международных поездках.

С момента опубликования закона на всей территории России посещать массовые мероприятия, учреждения культуры, торговые центры, рестораны и кафе смогут только те, кто предъявит QR-код с подтверждением о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.

До 1 февраля 2022 года наряду с QR-кодом можно будет показать справку об отрицательном ПЦР-тесте на коронавирус. Региональные власти на свое усмотрение могут допустить в общественные места и других граждан. После 1 февраля и до июня — только QR-код или медицинский отвод от прививки.

Точно так же, без QR-кода нельзя будет сесть на междугородние или международные авиарейсы и поезда. До 1 февраля наряду со свидетельством о вакцинации можно будет показать ПЦР-тест. При этом еще до 1 февраля правительство своим решением может запретить покупку билетов на самолеты и поезда без QR-кода (пока не ясно, с какого именно момента).

Все ограничения не распространяются на детей до 18 лет.

2. Но в магазин-то меня пустят без QR-кода?

Пустят, но только чтобы купить еду и товары первой необходимости. В аптеки тоже будут пропускать без ограничений.

3. Самолеты, поезда — понятно, а что с автобусами?

В законопроектах вообще не упомянуты автобусные перевозки. Видимо, там сохранятся все прежние ограничения. Для международных поездок нужен свежий (действует 72 часа) ПЦР-тест или QR-код. Ограничения для междугородних и внутригородских поездок устанавливают региональные власти.

4. Напомните, что это за QR-коды?

Коды формируются на основе сертификата о вакцинации или перенесенном ковиде. Данные для сертификатов содержатся в федеральном регистре по коронавирусу. На сегодняшний день сертификат о вакцинации действует год после второй прививки, а сертификат о заболевании — полгода после окончания болезни. Сертификаты о вакцинации должны быть доступны всем, кто сделал прививку любой зарегистрированной в России вакциной. Тем, кто сделал прививку иностранными (то есть незарегистрированными в России) вакцинами, сертификат не положен.

С сертификатами о болезни все сложнее: в регистре остаются только те, у кого был официально подтвержден диагноз «коронавирус», а это, как показывает практика, — не более 10% реально заразившихся. Никак больше факт перенесенной болезни доказать не получится: в инструкции к регистру (.pdf) прямо указано, что тесты о наличии антител в качестве доказательства не принимаются.

5. А как быть иностранцам, которые не могли привиться российскими вакцинами?

Для иностранцев на транспорте будет действовать особый порядок: они и до, и после 1 февраля смогут предъявлять справку о свежем ПЦР-тесте вместо QR-кода в самолетах и поездах. Что касается их права на посещение ресторанов, театров и, например, футбольных матчей после 1 февраля без QR-кода, то на этот вопрос должен ответить (пока неизвестно, когда именно) главный санитарный врач России.

6. Есть же и россияне, привитые иностранными вакцинами. Что будет с ними?

Если у них нет иностранного гражданства, то для них никаких поблажек не предусмотрено. То есть они, если следовать букве закона, будут приравнены к тем, кто не делал никакой прививки. До 1 февраля можно будет пользоваться всеми правами, показывая свежий ПЦР-тест. После 1 февраля для того, чтобы перемещаться по стране и ходить в общественные места, потребуется сделать дополнительно российскую прививку.

7. Где-то еще в мире действует похожий порядок?

Такая форма принуждения людей к вакцинации становится все более популярной. Так, QR-коды, доказывающие вакцинацию, обязательны для посещения общественных мест в некоторых провинциях Канады, в Нью-Йорке, Лос Анджелесе и Сан-Франциско. С 1 декабря обязательные QR-коды будут введены в Коста-Рике. В Израиле обязательно предъявлять сертификат не только о вакцинации, но и о ревакцинации. В Евросоюзе также существуют сертификаты, но каждая страна ЕС в зависимости от эпидемиологической ситуации самостоятельно решает, нужно ли их предъявлять при посещении общественных мест.

8. А зачем все это нужно? Это действительно поможет победить эпидемию?

Вице-премьер России Татьяна Голикова назвала только одну цель: подтолкнуть людей к вакцинации, чтобы страна достигла целевого уровня в 80% вакцинированных. Только так, по ее словам, можно будет снизить смертность от коронавируса в России. То есть закрытие общественных мест для невакцинированных нужно рассматривать именно как поражение в правах, которое должно заставить их сделать прививку.

Однако эта идея может не сработать, потому что новые запреты явно не повысят долю вакцинированных в главной группе риска — среди пожилых людей. Пока они не привиты (а доля вакцинированных среди них, по крайней мере в Москве, самая низкая), возможны новые вспышки с высокой смертностью — даже при условии, что в других возрастных группах достигнуты самые высокие уровни вакцинации.

Дмитрий Кузнец и Денис Дмитриев